РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 2012 год.
вернуться

Рождественское послание.


"Сегодня от ангельских гласов (Лк. 2, 11) пастухи узнали о Рождении Спасителя - сущности нашей плоти и души, а для вождей Божиих народов положено начало (новому) образу благовествования, чтобы и мы, вторя сонму Небесного воинства, возвещали: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!" (Лк., 2, 14).
(Слово шестое на Рождество Христово, святителя Льва Римского).

Возлюбленные во Христе братия и сестры!

Прошло уже два тысячелетия со времени той единственной и вовек благословенной ночи, когда нашего ради спасения воссиял Свет Небесный и над землей взошло Солнце Божественной любви правды, ибо родился Христос Бог наш и Спаситель всего мира.

Глубокая ночь царила над полями Вифлеема, когда пастырей осиял небесный свет и пред взором этих простых и великодушных сердцем предстал "Ангел Господень, и слава Господня осияла их". Речь Небесного вестника коротка, но каждое слово – луч света, проникающий в глубины человеческого сердца и духа.

Исполняется ныне ветхозаветное обетованное пророческое ведение. Господь рождается, чтобы "исцелить сокрушенных сердцем, отпустить измученных на свободу".

В Вифлеемской пещере рождается Богомладенец Христос, принося с Собой самое главное чудо – чудо спасения человека.

В эту Святую таинственную ночь Небо соединяется с землей. И этот святой покой, кроме небесных ангелов, озаряет яркая звезда. Она предназначена для того, чтобы осветить путь трем странникам – волхвам, идущим в Вифлеем на поклонение Божественному Младенцу и, кроме того, своим сиянием освятить темноту мира, которому родившийся Христос дарует вечную жизнь.

Исходя из этого события таинственной Рождественской ночи, великий отец Церкви святитель Иоанн Златоуст говорит, что день Рождества Христова есть важнейший из всех праздников, мать всех праздников, начало и основание их… Ибо к чему праотцы так сильно стремились, то пророки предвозвещали, то праведники желали видеть, - все это совершилось в день Рождества Христова: Бог явился во плоти и вселился между людьми.

Святая Православная Церковь ежегодно с благоговением торжественно прославляет это величайшее и спасительное для рода человеческого событие и с любовью благовествует людям "великую тайну благочестия: Бога, явившегося во плоти" (1 Тим. 3, 16). Какая великая бездна премудрости и снисхождения небесной любви к человеку является сегодня миру: Сам Источник и Податель жизни, Сын Божий, приобщается нашей плоти и крови (Евр. 2, 14 – 16), чтобы обновить и спасти человечество. Господь, преподавший Свое Божественное учение людям, оставляет Себя навсегда в основанной Им Церкви, "юже стяжал еси честною Своею Кровию". Поэтому Предвечный Бог от преизбытка любви становится Человеком и приходит в мир слабым и беспомощным ребенком, где Его слабость постыждает усилия тех, кто пытается погасить свет Божественный и радость в человеческих сердцах.

Сегодня для нас знаменательны слова Рождественского приветствия: "Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите!" Ибо и ныне, и сейчас Христос рождается для каждого человека и будет жительствовать в нашей душе, если, конечно, мы откроем Ему двери нашего сердца.

В течение всей мировой истории служители мрака, по воле своего злоначальника – диавола, творили и продолжают творить свои темные дела, принимая порой обличие ангелов света. Они пытаются навязать людям иные понятия и учения, о которых сказано в Священном Писании, что даже если и Ангел с неба придет и будет утверждать другое учение, отличительное от преподанного, то не следует его принимать – анафема да будет.

Поэтому мы обязаны искать истину и принять её, ибо главный недуг, свойственный современным христианам: "Никого не интересует истина, ни истинное вероучение, ни истинная Церковь" (еп. Григорий Граббе). Это укор всем тем, о которых сказано: "Ты был ни холоден, ни горяч". Равнодушие, отсутствие желания исследовать Писания, чтобы иметь жизнь вечную, - это губительно для спасения человека. Это огорчает Ангела Хранителя и радует вечного нашего искусителя и врага человеческого спасения – диавола.

Поэтому за каждым молитвенным правилом и за каждой Божественной Литургией, когда мы готовимся соединиться с нашим Господом и Спасителем в Таинстве Священной Евхаристии, Святая Церковь призывает нас выразить как можно яснее исповедание нашей веры, через принятие и произношение Символа веры, где сказано, что рождение Христа есть рождение "Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша".

Отсюда проистекает то, что жизнь наша делится на жизнь до Христа и после Христа. Времена, в которые мы живем, поистине трудны. Всему миру все больше угрожает сам человек своей безудержной греховной потребностью иметь все и жить сегодняшним днем, брать все блага для себя и не оставлять ничего другим. Человечество пожинает труды своего удаления от Бога, ибо позволило воцарению всякой неправде в мире, где оскудевает молитва, любовь и правда Божия. Наши души пропитаны сребролюбием, корыстолюбием, неправдой, блудом, пьянством, завистью, тщеславием, гордыней и другими многими недостатками. Все это ведет человечество к вечной гибели и приближает день Судный.

Сегодня мы вместе с Ангелами поем их небесную песнь: "Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение". Святая Церковь сегодня, как самая чадолюбивая Мать, напоминает нам, что наш духовный мир должен основываться не на богатстве, не на корыстолюбии, а на любви и благочестии. Добро всегда остается добром, и цель его достигается даже тогда, когда на добро отвечают злом. В великодушной и лишенной фарисейской закваски праведности Благодать Божия оскудевающее восполнит, немощное уврачует и даст мир и радость.

В Рождественском послании 1935 года новосвященномученик Дамаскин (Цедрик) обращался к своей верной пастве, малому стаду: "Томительная ночь продолжается, но рассвет близок. Вот сияет вновь Вифлеемская звезда, призывающая нас поклониться Рожденному в яслях Предвечному Младенцу. Пойдем навстречу её призывному Свету".

Возлюбленная о Христе паства наша, в Отечестве и в рассеянии сущая! Всех Вас приветствую и поздравляю Вас со всерадостным праздником Христова Рождества и грядущим Новолетием благости Божией!

Да просветит нас всех Воплотившийся Христос, Спаситель наш, повитый ныне пеленами в яслях Вифлеемских, светом Божественного разума. Да укрепит веру нашу и наше стояние в Истинном Православии.

Да пройдем и мы земной жизненный путь странствия нашего, подобно пастухам- пастырям Вифлеемским, в нашем великодушном стоянии за правду и чистоту веры православной, и вместе с мудрецами приобретем те духовные знания, дарующие нам основы святости и благонравия, столь необходимые для нашего вечного спасения. Да будут они той звездой, которая озарит путь нашего искания святости и чистоты. Да будет она для нас основанием и фундаментом веры, на котором созидались и укреплялись среди верных бескомпромиссные учения святых Отцов и Учителей Церкви.

Будем проявлять осторожность и рассудительность и сторониться каждого, кто сеет вражду и злобу, дабы мы могли через стяжание святости и благонравия распознавать ложь и клевету, ибо у тех, кто их проявляет среди чад церковных, отец диавол, и они выполняют похоти отца своего, который не устоял во истине.

Возлюбленные о Господе сомолитвенники и соратники на ниве Христовой!

Молитвенно желаю Вам от Богомладенца Христа здравия и спасения душевного и телесного! Если будет оно, будет и все остальное, - только сумейте полюбить Христа, сумейте жить по Его заповедям, думать о Нем и стремиться к Нему, и не только читать Слово Божие, но и воплощать в жизни заповеди Его!

Дорогие сомолитвенники и соучастники данного торжества! Приложите свое усердие возлюбить Христа, возлюбить всем сердцем своих близких, дабы исполнить заповеди Того, Кто ради нас и нашего спасения пришел в мир. Аминь.

Милостью Божией

+ Валентин, Митрополит Суздальский и Владимирский.

Рождество Христово 2012 г.




Вопрос:

"Что символизируют в Библии золото, ладан и смирна, принесенные новорождённому Иисусу волхвами?"

Ответ:

"В Евангелии от Матфея читаем: “И се, звезда, которую видели они(мудрецы с Востока, волхвы) на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну…” (От Матфея, 2 глава, 9–11 стихи).

Золото, ладан и смирна… Что символизируют эти дары? Кому предназначены они?

Золото, бесспорно, является царским подарком. И принесли его мудрецы мира Иисусу как истинному Царю, как Тому, Кто явил человечеству свет истины, – слово, учение, идеологию смирения и любви, единственно достойную царствовать в умах и сердцах человеческих.

Возлюби, а для этого смирись, а значит прими ближнего своего, и обстоятельства своей жизни такими, каковы они есть: без гнева и раздражения, без страха и тревоги, без гордости и обиды, с миром – вот кредо поистине царской мудрости. И мудрость мира в лице волхвов, принёсши Иисусу золото как символ наивысшей ценности, тем самым признаёт Божию премудрость как единственную абсолютную ценность. Придёт время, и за мудрецами придут цари и державы, как пришла в своё время к премудрому Соломону царица Савская. Придёт время и “ниневитяне” – те, кто сегодня исповедует идеологию материализма, – покаются чрез “Ионину проповедь” (см. Ионы, 1–3 главы). Придёт время, и “большая рыба” человеческого сообщества непременно “проглотит” слово мудрости Господней (там же). Придёт время, и “народы будут ходить во свете Его, и цари земные принесут Ему славу и честь свою” (Откровение, 21.24). Придёт время, и наступит святая эра милосердия. И воля Творца обязательно воцарится на земле, яко на Небесех. “Потом примут царство святые Всевышнего, и будут владеть царством вовек и во веки веков” (Даниила, 7.18). Придёт время… Но пока ещё Тот, Кому по праву принадлежит сие царство, укрывается в убогих яслях, и лишь мудрые находят Его…

Ладан. Буквально это пахучая смола, душистый древесный сок, который отвердевает на воздухе и собирается с некоторых ароматических деревьев. Зёрна ладана, будучи положены на тлеющий уголёк, наполняют помещение чудесным неповторимым ароматом. Каждение фимиама символизирует собою чистую молитву сердца, “благоухание, приятное Господу”, а также духовный аромат благодати Божией, мир и радость в Духе Святом.

“Да будет молитва моя, как фимиам, пред лицем Твоим”, – провозглашает псалмопевец Давид (Псалом 140). “И вознёсся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога”, – читаем в Апокалипсисе (см. Откровение, 8.4). “И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с неё печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками (мудрыми и посвятившими, отрекшимися, отдавшими себя. – Авт. ) Богу нашему; и мы будем царствовать на земле” (Там же, 5.8–10).

Ладан был принесен Иисусу уже как Богу и Священнику – как Тому, Кто Сам Себя принесёт в искупительную жертву за грехи всего человечества. Христос мистически – это Тот Великий Иерей, Первый Священник, о Котором свидетельствует “апостол народов” Павел: “Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха…

А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделённый от грешников и превознесённый выше небес. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого” (Послание к Евреям, 4.14–15; 7.23–27).

И, наконец, смирна. Смирна – это благовонный бальзам, мазь, которой умащивали тело покойника, готовя его к погребению. Смирна была принесена новорождённому Мессии как дар человеку, которому надлежит умереть. Христос и Царь, и Священник, но Он же и Жертва – Агнец Непорочный, приносимый за грех мира. И этот, последний дар, и был прообразом великой и смиреной Жертвы. Неоценимой жертвы Христа…"

Рождение - Боговоплощение - Великодушие и Смирение Божественной Премудрости, то есть Сам Христос есть истинный Смысл человеческой жизни, призванной для царства, священства (служения и молитвы) и смиренного исполнения воли Отца Небесного.
И новая заповедь Христа о любви к ближнему - есть раскрытие, живой голос Божественной Премудрости, обращенной к своим чадам: будьте великодушны и смиренны, как перед Богом, так и перед людьми, и перед самим собой, ибо вы образы Божии, и жизнь дана вам, чтобы уподобиться новому Человеку, и стать совершенными. Ибо Отец ваш Небесный совершен есть.

+ Александр, раб Божий.

Используются технологии uCoz