|
"Мужайтесь: Я победил мiр." | |
“Побеждающему дам белый камень…” (Откр. 2:17)
|
Преподобный Амвросий Оптинский
|
Святой праведный отец Иоанн Кронштадский
|
Преподобный Серафим Вырицкий
|
Иеросхимонах Сампсон
|
Старец Николай Гурьянов (Псковоезерский)
|
граждане Неба
|
Святость есть человеческое сердце, бьющееся в согласии с сердцем Господа Иисуса Христа. В самой торжественной части Литургии, за несколько моментов до пресуществления св. Даров, священник возглашает: "Горе имеем сердца". Хотя Литургия длится недолго, исполнена великой строгости и необыкновенной благодати, почти неощутимого счастья присутствия Бога любви, - все-таки Церковь как бы не доверяет своим сынам и только на совсем малое время просит молящихся “горе иметь сердца”. Церковь-мать знает, что людям трудно отдать сердце Богу.
Мир, в котором мы живем, столь ужасен по своей цепкости, что мы не в состоянии оставить его даже и на короткое время. Мы как бы разбросаны сердцем во все стороны, не принадлежим ни себе, ни другим, никому в особенности, а только набору желаний, увлекающих нас в разные вихри ненастий нашей души. Но чье сердце вырвется из страстных объятий мира, стремится к ожидающему его и зовущему непрестанно Сердцу Христа, - тот есть святой.
"Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает." (Откр. 2:17)
Между двумя сердцами, из которых Одно только дает (нет меры Его богатству), а другое только получает, восстанавливается сокровенный союз (союз сердец – любовь). В этом союзе все до такой степени тайна, что никто другой не в состоянии понять отношений Христа к любящему Его.
У всякого побеждающего будет своя обитель с близкими ему по духу людьми, и известными лишь Богу. Откровение св. Иоанна (Апокалипсис) не скрывает тайны Нового Иерусалима, святого города, сходящего от Бога с неба. Там нет солнца. Слава Божия будет освещать его и светильник его Агнец. Как драгоценные камни будут духовно сиять жители города. Каждый своей красотой.
Из предсмертного дневника Святого праведного о.Иоанна Кронштадсткого:
Место 11, 12 (Мф. 11, 12): От дней Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. - На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая, сила Божия, сила благодати и сила диавола, сила лукавая и всепагубная; человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один - животворный, о коем Гдь говорил: Я пришел низвесть огонь на землю (Лк. 12, 49), - а другой - огонь палящий и сожигающий; человек должен употреблять усилие над собою, чтобы возбуждать в себе огонь Божий, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу свою всякими грехами. Вот у тебя нет чистоты сердца; - это большая потеря, надо приобресть её, чистоту сердца, нет простосердечия, приобрести его; нет сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни; перемени себя, будь сочувствующим, не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия - претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовью, слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд, смирись, если жаден к пище и питию, будь воздержан и т.д. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро - привлекает к себе своею нравственной красотою, миром душевным свободою духовной; добро привлекает обетованием вечной жизни за победу над страстями; побеждающие уже спаслись Мною и Мудростию Моею.
Царствие Небесное, т.е. святость, правота, чистота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему - силою берется, т.е. силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, и употребляющие усилие приобретают его. Плоть противится духу, т..е. всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, - между двух огней: огня Божиего, животворящего, и огня дьявольского - палящаго и мучащего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти, и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или с духами злобы поднебесной, борющими нас назло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощью Божией: От Бога даны нам все Божественные силы к животу и благочестию, надо только не лениться использовать их. - Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? - Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие; какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу, какую молитву всегдашнюю, какой труд, какое смирение, незлобие, послушание, терпение, милосердие к ближнему. И как верою они дошли до Царствия Божия! Никто из них не посрамился; все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство, и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царствие Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей; читайте, слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни - и получите вечное спасение. Ведь вы трудились же все так или иначе для земли, для земного благоустройства; потрудитесь же особенно для получения вечной жизни; ищите прежде Царства Божиего и Правды Его и сие все, все земные блага приложатся вам. Аминь.
Духовное завещание преподобного Серафима Вырицкого:
ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО
Думал ли ты когда-либо, что все, касающееся тебя, касается одинаково и Меня? Ибо касающееся тебя касается зеницы Моего ока.
Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя. Когда искушения восстанут на тебя, и враг придет, как река, Я хочу, чтобы ты знал,что
От Меня это было.
Что твоя немощь нуждается в Моей силе и что безопасность твоя заключается в том, чтобы Мне дать возможность бороться за тебя. Находишься ли ты в трудных обстоятельствах, среди людей, которые тебя не понимают, которые не считаются с тем, что тебе приятно, которые тебя отстраняют, -
От Меня это было.
Я - Бог, располагающий обстоятельствами. Ты не случайно оказался на твоем месте, это то самое место, которое Я тебе предназначил. Не просил ли ты, чтобы Я научил тебя смирению, - так вот смотри, Я поставил тебя как раз в ту среду, в ту школу, где этот урок изучается. Твоя среда и живущие с тобою только выполняют Мою волю. Находишься ли ты в денежном затруднении, тебе трудно сводить концы с концами -
От Меня это было.
Ибо Я располагаю твоим кошельком. И Я хочу, чтобы ты прибегал ко Мне и был в зависимости от Меня. Мои запасы неистощимы. Я хочу, чтобы ты убеждался в верности Моей и Моих обетований. Да не будет того, чтобы тебе могли сказать о нужде твоей: "Вы не верили Господу Богу вашему". (Второзак 8, 12-13). Переживаешь ли ты ночь скорбей!? Ты разлучен с близкими своими!?
От Меня это было.
Я - муж скорбей, изведавший болезни, Я допустил это, чтобы ты обратился ко Мне и во Мне мог найти утешение вечное. Обманулся ли ты в друге своем, в ком-нибудь, кому ты открыл сердце свое...
От Меня это было.
Я допустил этому разочарованию коснуться тебя, чтобы ты познал, что лучший друг твой Есть Господь. Я хочу, чтобы ты все приносил ко Мне и говорил Мне. Наклеветал ли кто на тебя? Предоставь Мне это дело и прильни ближе ко Мне, убежищу твоему, чтобы укрыться от "пререкания языков". Я изведу, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. (см.: Пс. 36, 6). Разрушились планы твои? поник ли ты душою и устал -
От Меня это было.
Ты создавал себе планы, и принес их Мне, чтобы Я благословил их. Но Я хочу, чтобы ты предоставил Мне распоряжаться обстоятельствами твоей жизни, и тогда ответственность за все будет на Мне, ибо слишком тяжело это для тебя, ты один не можешь справиться с ними, так как ты только орудие, а не действующее лицо. Посетили ли тебя неожиданные неудачи житейские, и уныние охватило сердце твое, знай, что
От Меня это было.
Ибо Я хочу, чтобы сердце твое и душа твоя всегда были пламенеющими пред очами Моими, и побеждали именем Моим это душевное малодушие. Не получаешь ты долго известий от близких и дорогих тебе людей и по своему малодушию впадаешь в отчаяние и ропот - знай,
От Меня это было.
Ибо этим томлением твоего духа Я испытываю крепость твоей веры, в непреклонность обетования, силу дерзновенной молитвы твоей о сих близких твоих. Ибо не ты ли вручил их Покрову Матери Моея Пречистыя: не ты ли некогда возлагал заботу о них Моей промыслительной любви. Посетила ли тебя тяжелая болезнь, временная или неисцелимая, и ты оказался прикованным к одру своему, - знай, что
От Меня это было.
Ибо Я хочу, чтобы ты познал Меня еще глубже в немощаx своих телесных и не роптал бы за сие ниспосланное тебе испытание, не старался бы проникать в Мои планы спасения душ человеческих различными путями, а безропотно и покорно преклонил бы выю свою под благость Мою к тебе. Мечтал ли ты сотворить какое-либо особенное дело для Меня и вместо того слег на одр болезни и немощи -
От Меня это было.
Тогда бы ты был погружен в свои дела, и Я не мог бы привлечь мысли твои к Себе, а Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям и урокам Моим, что ты на службе у Меня. Я хочу научить тебя сознавать, что ты - ничто. Некоторые из лучших соработников Моих - суть те, которые отрезаны от живой деятельности, чтобы им научиться владеть орудием непрестанной молитвы. Призван ли ты неожиданно занять трудное и ответственное положение!? Иди, полагаясь на Меня. Я вверяю тебе эти трудности, ибо за это благословит тебя Господь Бог твой во всех делах твоих, на всех путях твоих, во всем, что будет делаться твоими руками. В сей день даю в руку твою этот сосуд священного елея. Пользуйся им свободно, дитя Мое! Каждое возникающее затруднение, каждое оскорбляющее тебя слово, каждая помеха в твоей работе, которая могла бы вызвать в тебе чувство досады, каждое откровение твоей немощи и неспособности пусть будут помазаны этим елеем. Помни, что всякая помеха есть Божие наставление. Всякое жало притупится, когда ты научишься во всем видеть Меня, что бы ни коснулось тебя. А потому и положи в сердце свое слова, которые Я объявил тебе сегодня:
От Меня это было.
Ибо это не пустое для тебя, но это - жизнь твоя.
Без Любви нет истинной Церкви |